Главное меню


Методические разработки

Сценарий осеннего развлечения «Мешок яблок» Смотреть.

Сценарий ко Дню народного единства. Смотреть

Сценарий "День рождения Снеговика" Смотреть

Сценарий "Масленица 2023" Смотреть

Сценарий "Ярморочные гулянья" Смотреть

Сценарий посвященный 8 марта «Весенняя ярмарка» . Смотреть

Консультация «Поговорим с ребенком о весне вместе с музыкой». Смотреть

Сценарий тематического занятия «Ах – этот День Победы!». Смотреть

9 мая

К 75 – летию со Дня Победы в В.О.В.

Консультация для родителей

                                                                                                 Кто сказал, что надо бросить

1  Песни на войне?

  После боя сердце просит

  Музыки вдвойне!   

                                       В. Лебедев - Кумач

   

1. Много лет назад, незадолго до начала войны был заключён специальный документ, в котором говорилось, что Россия и Германия – друзья и не будут воевать между собой. Но, не смотря на это, в июне 1941 года, в тёплый летний день, немецкая армия атаковала наши границы. Они были очень хорошо вооружены, и их было много. Враги сжигали города и сёла, убивали и брали в плен наших жителей. Они никого не щадили…ни женщин, ни стариков, ни детей. Наши солдаты отчаянно сопротивлялись, они проявляли чудеса героизма, совершали подвиги, старались не пропустить вражеских солдат вглубь нашей страны. Но силы были неравные, нашим солдатам не хватало оружия и в начале войны им пришлось отступать.

 

     Один из русских композиторов Дмитрий Шостаковичв 1941 году написал музыку, в которой передал эти события. 

Внимательно послушайте её вместе с детьми и пусть ребенок постарается рассказать, какой характер передаёт эта музыка и что можно под неё представить.

 

 Д. Шостакович. Фрагмент симфонии №7 «тема нашествия». 

2

Вопросы детям:
- какой характер музыки? (жесткий, устрашающий)
- что можно представить? (как идут фашистские войска)
- а как изменялась громкость музыки? (сначала тихо, потом громче и громче)
- какие инструменты вы услышали? (ответы детей)

2. Уже в первые два года войны фашистская армия заняла многие города, взяла в осаду один из главных городов России - Ленинград и подходила к столице нашей Родины – Москве. Но наш народ нашёл в себе силы и остановил врага.
 

3

 

 

Все наши жители поднялись на защиту Родины. Воевали женщины, и даже дети. А те, кто не воевал - работали в тылу. Они шили одежду для солдат, рыли окопы, а самое главное было налажено производство оружия. Днём и ночью работали заводы, где выпускали вооружение. Но во время войны было ещё одно оружие. Идёт война, рвутся снаряды, гибнут люди. А тут песня… Зачем же она нужна на войне? Поможет нам ответить на этот вопрос музыка, которая одна из первых зазвучала в годы войны. Послушайте ее вместе с детьми и скажите, к чему призывает эта песня?

Песня «Священная война». 

музыка А. Александрова,4

слова В. Лебедева-Кумача

 

Вопросы детям:
- к чему призывает песня? (поднимает народ на борьбу с врагами)
- как вы считаете, какое настроение передавала эта песня солдатам? (мужественное, храброе)
- можно ли эту песню назвать оружием против фашистов? Почему? (потому что она поднимала боевой дух, и солдаты отважнее сражались)

 


Эта песня впервые прозвучала на вокзале, когда бойцов провожали на фронт. Музыка несла в себе могучую силу и искренность. Песню требовали повторить еще и еще, пытаясь подпевать и запомнить слова. Вновь и вновь, пять раз подряд, пел ансамбль "Священную войну". Так начался путь песни, славный и долгий.

 

3. Однажды суровой зимой 1941 года, во время битвы под Москвой произошёл такой случай. Молодой солдат, лейтенант Алексей Сурков, попал в окружение. Он храбро сражался, многие его товарищи погибли. Когда он выходил из окружения, попал на минное поле, где сам тоже мог погибнуть в любую минуту. Вот где “до смерти четыре шага”. После этого он написал жене письмо в стихотворной форме. Текст он показал бойцам, и им очень понравилось это стихотворение. Многие солдаты переписывали его и отсылали своим жёнам и невестам. Оно стало популярным на фронте и в тылу. Текст увидел композитор Константин Листов и сочинил музыку.Получилась песня, которая стала одной из самых известных в дни войны.

Песня «В землянке».

музыка К.Листова, слова А.Суркова.

5

 

Вопросы детям:

 

- какое настроение передаёт песня? (нежное, ласковое)

 

- о чём в ней рассказывается? (как боец вспоминает свою любимую)
- как эта песня помогала нашим солдатам воевать? (вспоминали своих близких, песня придавала им силы, солдаты знали, что воюют за своих жён, матерей, невест, за свой дом)

 

4. Одни песни помогали солдатам справиться с тяготами войны, вспомнить о мирном времени, другие - быть сильными и смелыми в бою. А эта песня была написана ещё до войны и впервые прозвучала в фильме «Трактористы» в исполнении Николая Крючкова. Песня эта прожила долгую жизнь, она и сегодня является неформальным гимном танковых войск.

Песня «Три танкиста». 6

музыка братьев Покрасс,

слова Б. Ласкина.

 

Вопросы детям:

 

- О чем в ней говорится? (Ответы детей)
- Где служили танкисты? (На границе)

5.19 апреля 1943 года в газете «Правда» было напечатано стихотворение Михаила Исаковского «Огонёк», музыку к которому стали сочинять многие композиторы и музыканты. Однако все эти мелодии не имели ничего общего с той, с которой песня обрела популярность. Её автор неизвестен. Впервые «Огонёк» с этой мелодией прозвучал в 1947 году в исполнении Владимира Нечаева. Были выпущены грампластинки, на которых указывалось, что автор текста — Исаковский, а музыка — народная. Эта песня так понравилась солдатам, что стала боевым и духовным орудием фронтовиков.

Поэтический образ огонька в окошке, который зажигала невеста или жена, провожая любимого на войну, приобрёл тогда новое значение - не погас наш огонёк и никогда не погаснет – мы победим, ради своих любимых и близких, не отдадим врагам нашу землю!

 

Песня «Огонек».7

музыка народная,

слова Михаила Исаковского


 

В песне поётся о парне, ушедшем на фронт, которому воспоминания о возлюбленной помогают сражаться за Родину. В них гнев и любовь, ярость и вера в победу!


 

6. Но, какую же песню военных лет мы можем услышать очень часто, и её, наверное, все знают? Знаменитая «Катюша» появилась на свет за несколько лет до Великой Отечественной войны в 1938 году. Усилиями поэта Михаила Исаковского и композитора Матвея Блантера был создан хит на века. Первой исполнительницей песни стала солистка джаз-оркестра Валентина Батищева. Впоследствии ее пели такие легенды российской песни, как Лидия Русланова, Вера Красовицкая, Георгий Виноградов.

 

Легкая и запоминающаяся мелодия быстро стала популярной и ушла в народ. Через несколько лет с этим ласковым женским именем стали прочно ассоциировать боевые установки времен Великой Отечественной войны, наводившие ужас на гитлеровские войска. Песня звучала как гимн и помогала воевать и победить!

 

Песня «Катюша».8

 

 музыка М. Блантера

 

слова М. Исаковского



 

 



Задохнулись канонады.9
В мире – тишина.
На большой земле однажды,
Кончилась война!

                                   

                Роберт Рождественский


7. Песня «День Победы» была написана композитором Давидом Тухмановым на стихи поэта-фронтовика Владимира Харитонова в 1975 году к 30-летию Великой Победы. Впервые прозвучала 9 мая 1975 года в праздничном выпуске передачи «Голубой огонек» в исполнении Леонида Сметанникова, но тогда эта песня осталась незамеченной. А на праздничном концерте, посвященном Дню милиции в ноябре 1975 года песня была исполнена в прямом эфире певцом Львом Лещенко. С тех пор, песня «День Победы» вот уже 45 лет является музыкальным символом, с которым ассоциируется победа в Великой Отечественной войне.

 

Песня «День Победы»

музыка - Давид Тухманова10

 слова - Владимир Харитонов


 

Вот она долгожданная Победа! Все ликуют и радуются! Но почему же в этой песне есть такие строчки:

 

«Этот День Победы порохом пропах,
Это праздник с сединою на висках,
Это радость со слезами на глазах…?
Мы должны помнить, как тяжело досталась нашему народу Победа. В каждой семье есть тот, кто погиб, защищая Родину. Много лет прошло после окончания войны. Мы должны помнить, какой подвиг совершил наш народ и гордиться этим. Мы должны помнить - за всё, что мы имеем – за жизнь и праздники в нашей жизни, мы обязаны тем, кто воевал, погибал и одержал победу в этой страшной войне!!!

11